Если вы планируете обучать ребенка дистанционно или в школе, вам обязательно пригодится мнемотехника. Она нужна для тренировки памяти. Позволяет научиться легко запоминать даты, содержание текста, списки слов, факты. Мы подобрали лучшие упражнения для занятий.
Что такое мнемотехника
Понятие связывают с системой, которая помогает усвоить большие массивы информации. Это упражнения, которые помогают вызвать ассоциации и запомнить. Ассоциации бывают кинестетические (осязательные), визуальные (видимые), аудиальные (слуховые).
Как запомнить дату по истории?
Представьте, что это день и месяц «вашего знакомства» с историческим персонажем. Или день, когда «вы побывали» на месте исторического события.
Ассоциировать могут все по-разному. Задача родителей — научить ребенка самому отыскать ассоциацию на основе примеров и запомнить ее. А потом воспроизвести в памяти.
Где и кому пригодится мнемотехника
- Детям — для запоминания информации в школе и детском саду. Учить стихи с этой техникой — одно удовольствие и детям, и родителям.
- Студентам — для эффективной сдачи сессии и зачетов. Повторить и запомнить годовой материал за неделю — да легко! Главное применять техники.
- Взрослым — на работе, в проведении презентаций, в планировании дел, составлении списков покупок и еще много в чем.
Талант или особые способности в обучении мнемотехнике не нужны. Нужна системная, дисциплинированная тренировка. Есть информация, которую нужно запомнить? Вспомните одно из наших упражнений и применяйте на практике вместе с детьми.
Как проходит обучение мнемотехнике дошкольников
Обучение системе детей дошкольного возраста часто начинают в 4—5 лет с самых простых приемов.
- Мнемоквадрат — карточка, где показано одно изображение, одно слово или короткая фраза. Используется с 3-4 лет.
- Мнемодорожка — ряд из мнемоквадратов. Используется с 5-6 лет.
- Мнемотаблица — ряд мнемодорожек. Используется с 7 лет.
Упражнения для дошкольников
- Предложите малышам изучить, описать и запомнить изображенное на картинках. Сначала дети пытаются с помощью зрительных ассоциаций пересказывать простые сюжеты, позже составляют истории из нескольких иллюстраций. Так по картинкам можно быстро запомнить, как мыть руки, в какой последовательности одеваться.
- Игра «Вспомни фигуру» подойдет для детей 4 — 5 лет. С помощью зубочисток или спичек составьте последовательно несколько фигур. Когда ребенок их рассмотрит, попросите его отвернуться. Уберите одну из фигур и попросите отгадать, какую фигуру вы убрали из последовательности. Со временем усложните фигуры. Можно экспериментировать с игрушками, цифрами, любыми предметами.
Подобные приемы мнемотехники помогают детям разнообразить словарный запас, развить речь, строить распространенные предложения в ответах, общаться более уверенно и свободно друг с другом.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал успешным по жизни, советуем также научить его управлять своими эмоциями — как это сделать, читайте здесь.
Есть правила, которые несложно соблюдать при работе:
- Увеличивайте время постепенно. В первый день — 5 минут, затем — 10-15. Так постепенно доведите время занятий до 40 минут в день в несколько подходов.
- Чем младше ребенок, тем проще упражнения. Мы предложим вам группу упражнений мнемотехники для начинающих «от простого к сложному».
- Используйте красочность. Яркие краски и эмоциональное участие родителей не дадут заскучать. И сделают занятие супер интересным!
- Не принуждайте. Это только оттолкнет от занятий.
Обучение мнемотехнике школьников
Если у вас школьник или подросток, советуем вам обратиться к преподавателю, который подберет упражнения, подходящие типу личности вашего ребенка. Для самостоятельных занятий предлагаем вам следующие упражнения.
№1. Составление акростихов
Если необходимо запечатлеть в памяти ряд слов или цифр, попробуйте образовать из первых букв фразу. Помните, как запомнить цвета радуги? «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В этом упражнении принцип тот же.
№2. Рифмизация
Прием предлагает складывать сложные правила, списки слов, чисел в короткие стихи. Чем бредовее четверостишие, тем быстрее строки въедаются в память. Рифмизация наверняка знакома многим с уроков геометрии, объяснений сложных понятий стихами: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам, делит угол пополам».
№3. Метод историй
Когда необходимо запомнить ряд слов или то, что нарисовано на картине, составляется история из этих слов. Составляющие конструкции связываются единой смысловой цепочкой. Посмотрите в этом видео, как ассоциативные цепочки создают истории:
№4. Поиск созвучных слов
Этот прием мнемоники для начинающих позволяет легко запоминать иностранные слова.
- Возьмем иностранное слово (например, английское «House» — «Дом»)
- Находим созвучную ассоциацию в знакомом языке, представляем себе картинку (House похоже на «Хаос», вечно царящий дома.)
- Повторяем 2-3 раза в день для запоминания (в голове вызываем ту же картинку для ассоциаций).
№5. Метод Цицерона
Цицерон запоминал информацию, раскладывая ее «по полочкам» в воображаемой комнате. Вы можете тоже воспользоваться таким способом. Прием удобен для быстрого усвоения огромного количества данных. Если освоите этот прием с ребенком, будете удивлять своими способностями запоминать информацию.
Представьте в сознании музей – детализированную комнату с полками, комодами, сундуками. Это ваша «система хранения» данных. То, что нужно запомнить (предмет, слово, цифру), мысленно «привяжите» к определенному предмету в вашей комнате. Ярко это представьте. Чтобы вспомнить, просто мысленно «возьмите это с полки».
№6. Метод Айвазовского
Айвазовский, известный художник, обладал отличной фотографической памятью. Запоминал пейзажи в деталях, а затем изображал их на бумаге. Такой прием мнемотехники разовьет фотографическую память.
- Подойдет предмет, картина или часть пейзажа, где много деталей. Рассмотрите. Запомните ее.
- Отметьте важные детали, где на картине они расположены.
- Закройте глаза, воспроизведите образ во всех деталях.
- Откройте, посмотрите на объект. Проверьте, все удалось вспомнить? Повторите еще раз, чтобы запомнить больше деталей.
7 упражнений мнемоники для начинающих
№1. Образы цифр
Возьмите лист бумаги, ручку, часы с механическими стрелками или секундомер. Напишите цифры 0—9. Придумайте визуальные образы: ноль напоминает солнце, единица – фонарный столб, восьмерка – снеговика. Проработайте собственную систему ассоциаций с цифрами, запомните.
Когда образы закрепятся в сознании, напишите на листке трехзначные числа. Засеките 10 секунд, постепенно сокращайте продолжительность. Постарайтесь запомнить число с помощью кодовых образов: 810 превращайте в «снеговика у фонарного столба, растаявшего на солнце».
№2. Цепочки ассоциаций
Упражнение помогает развить образное мышления, научиться связывать незнакомую информацию с существующими образами. Возьмите пару не связанных смыслом слов вроде «чай» и «шкаф». Постройте цепочку ассоциаций, соединяющую выбранные единицы: «чай» – «кружка» – «посуда» – «шкаф».
№3. Пары слов
Подготовьте десять пар не связанных смыслом слов. Засеките минуту. Запоминайте пару, мысленно связывая единицы между собой. Для пары «корабль – спираль» представьте закручивающееся водоворотом судно, для «кот – хлеб» вообразите животное с мемов с головой хвостатого и телом буханки. Постепенно сокращайте количество времени, потраченного на сохранение в памяти 10 пар.
№4. Рифмизация
Возьмите любые слова, числа. Подберите рифмы, складывая информацию для запоминания в короткое стихотворение. Такими мнемоническими фразами рассказывают о сложных правилах, понятиях и важных исторических датах.
№5. Описание изображений
Выберите простые, яркие изображения вроде иллюстрации выше – не больше 2 на упражнение. Засеките 3 минуты, постарайтесь составить из деталей картинки связный рассказ. Отложите иллюстрации и с помощью образов из текста воспроизведите изображение в памяти. Повторяйте прием, постепенно сокращая продолжительность запоминания.
№6. Буквенно-цифровое кодирование
Позволяет быстро запомнить любое число. Разберемся, как его использовать.
- Присвойте цифрам 0-9 букву по началу названия: 1— о, 2 — д, 3 — т. Сделайте карточки с цифрами;
- Перемешайте;
- Вытаскивайте одну, быстро называйте соответствующую букву.
- Когда освоите систему кодирования, возьмите двузначные или трехзначные числа.
- Попытайтесь запомнить, придумав слово с соответствующими буквами.
№7. Ассоциативные связи для иностранных слов
Составьте список из 10 иностранных слов – выпишите из книги, с рандомных страниц словаря. Попытайтесь придумать визуальную, звуковую ассоциацию, фиксируя данные в памяти. Научитесь выстраивать связи, ограничьте отведенное на упражнение время.
Книги по мнемотехнике для детей
- «Учимся по сказке», Т.В. Большакова;
- «Суперпамять для всех», Е.Е. Васильева, В. Ю. Васильев;
- «Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти», Артур Думчев;
- «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей», Роджер Сайп;
- «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания», Джоуа Фоер;
- А. Р. Лурия. «Маленькая книжка о большой памяти»;
- «Как развить суперпамять», Доминик О’Брайен.
Книги подробно описывают распространенные приемы, авторские методики, дают советы по освоению и демонстрируют работу на примерах.
Советы по использованию мнемотехники
- Начинайте с элементарного. Не пытайтесь запомнить большие объемы данных сразу. Тренируйтесь на единичных изображениях, коротких списках слов, дат. Ориентируйтесь на приемы, которые предлагает мнемотехника для начинающих: метод историй или визуализации. Сложность увеличивайте постепенно, замечая прогресс на предыдущих ступенях.
- Для тренировок выбирайте яркие изображения, для детей – обязательно цветные. Подобные иллюстрации лучше привлекают внимание, позволяют сосредоточиться на деталях, выделить больше ассоциативных связей.
- Не перегружайтесь. Детям достаточно 2 мнемотаблиц на занятие, не более 9 квадратов на штуку. Большой объем данных вызывает скуку и в виде игры.
- Делайте занятия мнемотехникой разнообразными. Меняйте упражнения, темы, запоминайте тексты, иллюстрации и цифры.
- Помните, что заниматься нужно регулярно. Выполняйте 1-3 упражнения ежедневно, постепенно ограничивая время или повышая нагрузку.
Можно ли улучшить память с помощью мнемотехники
Можно. Как детям, так и взрослым. При условии увлеченных, регулярных занятий. Подберите индивидуальную программу для ребенка. Позаботьтесь о том, чтобы ему было интересно и ничего не отвлекало от занятий. И вы удивитесь, как быстро и легко он будет осваивать уроки в школе или на дистанционном обучении.
Какие приемы мнемотехники для развития памяти у детей применяете вы? Поделитесь в комментариях.
Понравилась статья?