SSL

Ребенок не хочет учиться в школе в 10 — 14 лет- причины и как это легко поправить

Мотивация на учебу: ребенка

Вы родитель, и ваш ребёнок получает плохие оценки в школе? Мотивация на учебу — именно то, что сейчас необходимо. Ребёнка следует вдохновить, заинтересовать, нарисовать перед ним заманчивую перспективу. Как это сделать? Многие мамы устали бороться с ленью и нежеланием детей учиться, переживают за каждую полученную тройку, краснеют на родительских собраниях. Но ученика не так уж сложно заинтересовать в учебе, как кажется. Обратимся за помощью к профессиональным психологам.

Ребёнок не хочет учиться: причины

Отношение к учёбе у младших школьников, подростков и студентов разное. Поэтому причины нежелания обучаться тоже разные. Если первоклассники с удовольствием посещают школу и радуются похвале учителя, то в средних классах ситуация меняется. С одной стороны, это связано со сменой учительского состава. С другой стороны, отношение к ученикам тоже меняется: с них требуют намного больше, относятся строже.

Ребенок не хочет учиться - причины
Ребенок не хочет учиться

Если младших школьников можно мотивировать на учёбу интересным материалом либо игровой формой подачи материала, то для старшеклассников такой подход безрезультативен. Подростки стремятся продемонстрировать миру, что они становятся взрослыми.

Приведем основные причины, почему ребенок не хочет учиться:

  • возрастное несоответствие;
  • конфликты с учителями;
  • конфликты с учениками;
  • физические дефекты;
  • семейные конфликты;
  • давление со стороны родителей.

Возрастное несоответствие

Некоторые родители загораются идеей вырастить вундеркинда, нагружают маленького человека всевозможной информацией с целью удивить всех. Мамы и папы стремятся отдать чадо учиться как можно раньше, отнимая беззаботное детство. Это эгоистический подход к собственному дитя, которое становится заложником амбиций взрослых людей.

Образумить родителей могут только школьные психологи, которые видят, что ребёнок не готов к школе психологически. Умственное развитие не всегда сочетается с готовностью высидеть без движения длительное время. Ребёнок может учиться, но ему трудно удерживать внимание длительное время.

Конфликты с учителями

Конфликт с учителем

Некоторым детям достаточно неосторожного слова либо некорректного замечания, чтобы обидеться. Учащийся держит обиду внутри, переживает, с трудом усваивает материал. Учитель не всегда понимает причину неуспеваемости. Если ещё и дома добавятся нравоучения и наказание за плохие отметки, то маленький человек может замкнуться, возненавидеть учёбу.

Конфликты с учениками

Через это проходит каждый ребенок. Кто-то может дать отпор и обозначить свое личное неприкосновенное пространство, а кто-то становится посмешищем для одноклассников. Родители должны внимательно следить за поведением ребенка, успеваемостью, душевным состоянием. Если упустить проблему, психологическая травма может негативно сказаться не только на учёбе. Особенно это касается подростков, у которых часто страдает самооценка.

Ребёнок не хочет учиться из-за проблем в семье

Конфликты в семье или с родителями - причина низкой мотивации на учебу
Daughter ignoring her unhappy parents

Если у ученика нет взаимопонимания с родителями, то наладить процесс обучения будет непросто. Школьник оказывается между двух огней: в школе его ругают за плохую подготовку к урокам, а дома он получает наказание за плохие отметки. В такой атмосфере наладить мотивацию ребёнка на учёбу проблематично: он закрывается от мира, считает жизнь несправедливой.

Физические дефекты

Дети подросткового возраста отличаются исключительной жестокостью к различным физическим недостаткам своих одноклассников. Не все, но многие. Они безжалостно высмеивают телесные дефекты, дразнятся, обижают. Достается заикам, детям в очках, высоким ростом, детям нескладного телосложения. Часто ученики с телесными дефектами боятся посещать школу, не хотят учиться, страдают из-за своей внешности либо речевых особенностей. Такого школьника следует обязательно показать психологу, профессионал постарается избавить его от эмоциональной травмы.

Давление со стороны родителей

Некоторые родители настолько увлечены успеваемостью детей, что не замечают, как начинают подавлять своими требованиями ребёнка. Они заставляют чадо быть лучше всех, грозят наказаниями за плохие отметки. Некоторые из них ругают даже за четвёрки, требуя исключительно отличных отметок. Такая ответственность ложится непосильным грузом на плечи маленького человека, он теряет интерес к получению знаний и мотивацию. Это защитная реакция психики от родительского деспотизма.

Давление родителей на ребенка
Мама ругает ребенка за «тройки» в учебе

Виды мотивации — какие они бывают

Устойчивая и неустойчивая

Устойчивая мотивация учиться появляется как результат внутренней заинтересованности ребенка. Он знает, что ему необходимо усвоить данный материал, стремится к успеху, желает стать лучшим.

Неустойчивая мотивация возникает как кратковременная увлечённость чем-либо. Ребенок легко загорается идеей научиться чему-то новому, но так же быстро теряет интерес к учёбе. В результате он может менять кружки и секции, так и не овладев знаниями. Так же может пропасть интерес к школьному предмету.

Внешняя и внутренняя мотивация

Внешняя мотивация не зависит от желания ученика, он поддается влиянию извне. Например, готовится успешно сдать зачёт, чтобы порадовать родителей. Также примером внешней мотивации может являться обещание родителей купить ученику ценный подарок за хорошую отметку.

Внутренняя мотивация зависит от желания самого школьника изучать материал, который ему нравится. Он находит удовольствие от познания нового, открывает удивительный мир науки.

Значимые мотивы для учеников

Большое значение для учащихся имеют следующие мотивы:

  • стать эрудированным, больше всех знать;
  • расширить круг общения за счёт повышения своего статуса как эрудированного интеллектуала;
  • повышение самооценки за счёт хорошей успеваемости.

Некоторые учащиеся стремятся к саморазвитию, потому что находят определенный смысл. Возможно, они стремятся подражать своим кумирам. Возможно, стремятся привлечь к себе внимание, стать лучше всех. Такие мотивы появляются уже у старших школьников, желающих быть особенными. Кто-то покоряет других физической силой, а кто-то оттачивает ум для завоевания симпатии других.

Как повысить мотивацию на учёбу у ребёнка — советы психолога

Если кратко:

  • Обучайте в игровой форме;
  • Не шантажируйте ученика;
  • Завоюйте доверие;
  • Поддерживайте увлечения ребёнка;
  • Хвалите даже за небольшое достижение;
  • Не сравнивайте ученика с другими детьми;
  • Минимизируйте стрессы;
  • Интересуйтесь не только оценками, но и полученными знаниями;
  • Рассказывайте о своей учёбе в школе;
  • Расскажите о профессиях;
  • Учите ставить цели, добиваться их;
  • Расширяйте кругозор ученика.

Игровая форма — наилучшая в обучении младших школьников. Играя, они легко усваивают полезную информацию. Важное отличие этой формы подачи материала — отсутствие оценивания результатов ученика. Можно организовать подачу материала в форме квеста, где для достижения нового уровня нужно применять соответствующие знания и навыки. Дети сами увидят свои пробелы, получат стимул к учёбе. Практикуйте метод по мере необходимости.

Игровая форма - наилучшая в повышении мотивации к учебе
Игровая форма — наилучшая в обучении младших школьников

Шантаж — не лучший помощник мотивации. Если взрослые грозят лишить чадо желанного подарка за тройки по предметам, то это вызовет у него стресс и внутреннее сопротивление получению знаний. Не секрет, что учителя не всегда объективно оценивают подготовку учеников к предмету. Получить тройку за урок может любой школьник даже при добросовестной подготовке.

Вместо шантажа и угроз желательно завоевать доверие маленького человека, который с трудом преодолевает жизненные невзгоды. Поинтересуйтесь, какие предметы ему нравятся, а какие вызывают раздражение либо страх. В доверительной беседе выясните ключевые моменты, постарайтесь помочь малышу.

Не шантажируйте ребенка и не угрожайте
Если взрослые грозят лишить чадо желанного подарка за тройки по предметам, то это вызовет у него стресс и внутреннее сопротивление.

Увлечения маленького человека — не пустое времяпровождение, а важный аспект развития персональных данных. Не навязывайте учащемуся собственные интересы, пусть он разовьёт заложенные природой таланты. Возможно, его хобби — это музыка либо фильмы, фото, спорт. Задача взрослых — помочь реализоваться.

Увлечённость одним школьным предметом — отличный предлог повысить мотивацию. Нужно всецело поддерживать этот интерес, найти дополнительную информацию и видео. Если ученик начнет подтягивать знания по одному (любимому) предмету, то вскоре станет лучше успевать по другим предметам.

Старайтесь расширить кругозор ребенка, показать ему мир с разных сторон. Объясните, что каждый школьный предмет тесно связан с жизнью и имеет практическую значимость, найдите способ доказать это на простых примерах.

Не забывайте хвалить. Маленькие регулярные поощрения намного важнее одного ценного, но редко получаемого, подарка. Они стимулируют к изучению нового материала, достижению хороших результатов. Никогда не награждайте ребёнка за успехи денежными призами либо дорогостоящими подарками: это сформирует потребность поднять тарифную планку, превратит процесс учёбы в бизнес.

У ребенка высокая мотивация к учебе
Поощрение или похвала стимулируют к изучению нового материала, достижению хороших результатов.

Ничто так не понижает самооценку, как сравнение с другими. Потому что человек не может стать другим даже при всём желании. Мы все — индивидуальности, у нас даже отпечатки пальцев разные. Родители должны понять, что ответственность за неудачи малыша целиком лежит на них. Значит, неправильно воспитали. Но многие родители пытаются свою вину переложить на неокрепшие плечи отпрыска. Больше хвалите малыша, любите его со всеми достоинствами и недостатками.

Справляться с объёмами учебного материала трудно даже старшекласснику, не то что первоклашкам. Расскажите, как лучше справиться с новыми обязанностями, не ругайте школьника за огрехи. Ребенок имеет право получать плохие отметки, он не обязан быть отличником.

Помните, что эмоциональное вознаграждение — мощный стимул к действиям. Порой похвала многим превосходит подарки либо денежные призы: ученик испытывает гордость за свои достижения, будет стараться в дальнейшем.

Не забывайте интересоваться тем, что нового узнал школьник на уроках. Если родителей интересуют только хорошие отметки, такой подход обесценивает знания. У ребёнка со временем может пропасть мотивация к познанию нового.

Расскажите малышу, как сами учились в школе, с какими трудностями сталкивались. Важно дать понять, что любые преграды преодолимы совместными усилиями. Малыш должен чувствовать дружескую поддержку, а не критику и неизбежность наказания. Любое слово поддержки, сказанное вовремя, имеет ценность для мотивации.

Разговор по душам и мотивация к учебе
Расскажите, как сами учились в школе

Расскажите ребёнку, какие бывают профессии. Поинтересуйтесь, кем он хочет стать, когда вырастет. Объясните, что для освоения профессии необходимы знания, которые можно получить в школе. Дайте совет, как лучше заниматься, чтобы стать успешным.

Школьное образование пока далеко от совершенства, поэтому рассчитывать только на него не стоит. Запишите малыша в тематические кружки, обеспечьте его необходимой литературой для дополнительного образования.

Игры для детей на мотивацию к учебе

Основное требование для таких игр — это увлекательность, доступность. Правила не должны быть сложными. Мы подобрали простые игры — позанимайтесь вместе с ребенком.

«Барыня прислала 100 рублей»

Игра Барыня прислала 100 рублей

Игра развивает внимательность и сосредоточенность. Принимают участие 2 или более человек. Взрослый начинает игру следующими словами:

«Барыня прислала сто рублей. Что хотите, то и купите. Чёрное с белым не берите, «да» и «нет» не говорите».

Далее взрослый начинает диалог с ребёнком на любую тему. Например, спрашивает, посещал ли он зоопарк? Затем спрашивает, каких зверей он там видел, какого цвета была их шерсть (перья). И так далее. Нужно провоцировать на односложные ответы, но ребенок должен давать развёрнутые ответы. Например, на вопрос «Видел ли ты медведя?» следует отвечать «Видел».

Чтобы игра проходила веселее, можно добавить к ней фанты. Если ученик не справляется с заданием, у него отнимают фанты. Затем фанты можно выкупить. Такой подход очень нравится младшим школьникам.

«Рисунки в клеточку»

Рисунки по клеточкам - примеры
Рисунки по клеточкам — примеры

Принимают участие несколько детей. Взрослый раздает листы с крупными клеточками и ручку. Задание — рисовать линии без пробелов. Например, взрослый говорит: «Одна клеточка влево, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо» и т. д. У малышей должен получиться крест. Дети сдают свои рисунки, взрослый оценивает работу похвалой.

Критиковать во время игры нельзя: только подсказывать, как исправить неточность. Игра развивает у детей сосредоточенность, умение координировать движения, внимательность, мелкую моторику.

«Палочки»

Игра для мотивации на учебу - счетные палочки

Игра развивает внимательность, память, сообразительность. Подсобный материал — счётные палочки. Взрослый выкладывает из палочек несложную фигуру (например, домик), просит детей запомнить её, затем накрывает листом бумаги. Ученики должны сделать такую же фигуру из своих палочек. После этого дети сверяют фигуры с оригиналом. Если будут допущены ошибки, ребёнок должен их исправить. Но без критики со стороны взрослого.

Таких игр можно придумать много. Главное, наработать нужные навыки. Прорабатываются разные ситуации, с которыми ученики могут столкнуться в школе. Например, конфликты между учениками, непослушание учителю. Мотивированные дети намного легче воспринимают изучение школьной программы, а также стараются придерживаться основ школьного этикета.

Мотивация к учёбе подростка

Ученики старших классов оценивают свое обучение с позиции практического применения. У подростков уже есть жизненные цели, мечты, планы. Если мальчик хочет стать конструктором, он склонен проявлять интерес к точным наукам. Если девочка хочет стать врачом, она проявляет интерес к анатомии. Взрослые должны так скорректировать процесс обучения, чтобы он учитывал все интересы школьника.

Прежде чем мотивировать, поймите, кто перед вами

Как мотивировать на учебу подростка - советы

Борцы за идею — это романтики, мечтатели. Они загораются поставленной целью, но часто бросают всё на полпути. Не следует критиковать таких детей: есть много примеров, как из мечтателей вырастали великие учёные естествоиспытатели. Лучше помогите ребёнку преодолеть психологические проблемы при встрече преград на пути реализации мечты, ведь многие люди отказываются от своих целей при возникновении препятствий.

Лидеры — это тамбициозные ученики. Им необходимо преодолевать сопротивление, брать новые высоты, покорять социальные вершины. Ребёнку следует объяснить, что первое место на районной олимпиаде может открыть новые перспективы, а прохождение уровней компьютерной игры славу не принесет. Это заинтересует «достиженца», станет мотивацией учиться.

Душа компании — это особое призвание. Если ученик любит привлекать внимание, нужно использовать эту черту характера как мотивацию к учёбе. Такие дети любят, когда их хвалят и ценят. Поэтому можно мотивировать желание хорошо учиться, чтобы получать поощрения и похвалу от учителей.

Исполнителей интересует сам процесс учёбы в школе, чем лидерские позиции. Это пунктуальные усидчивые ученики, умеющие кропотливо трудиться. Важно не стремиться сделать исполнителя лидером, тогда он покажет стабильный результат в учёбе.

Будущие бизнесмены всё оценивают с позиции выгоды. Они смотрят на учёбу в школе как на работу, за которой следует вознаграждение. Для них важна внешняя мотивация: получить за работу похвалу, приз. Психологи считают, что таких учеников можно поощрять денежными призами. Только приз должен быть пропорционален затраченным усилиям, иначе у ученика сформируется неправильная оценка труда и вознаграждения за него. Также следует объяснить ребёнку, что помимо материальных ценностей существуют также духовные.

Руководители. Те дети, которые научились ставить цели и добиваться их, станут успешными. Им намного легче реализовать профессиональные качества, проекты. Но у подростка переходного возраста может резко снизиться заинтересованность получать полноценное образование. Частично это связано с активностью гормонов и новыми телесными ощущениями, частично на данное решение влияют внешние факторы. Как мотивировать ребёнка? Нужно привить навык самомотивации.

На заметку! Есть одно волшебное слово «надо». Оно мобилизует силу воли, открывает второе дыхание, позволяет совершать невозможное. Объясните это человеку.

Полезные советы для мотивации подростка (+ видео)

Важно приучить ребёнка не откладывать на завтра то, что необходимо сделать сегодня. Если он решил начать изучение дополнительного иностранного языка, это следует сделать прямо сейчас. Если он решил по утрам делать пробежки, нужно не с понедельника начинать, а со следующего утра.

Мотивируйте доводить дело до конца даже небольшое дело.

«Доучил урок, выложился на 100% однажды — молодец! Давай, сын (дочь) превратим это в привычку — выкладываться на 100%.»

Это закаляет волю, развивает настойчивость. Даже маленькая победа над собой может послужить трамплином для дальнейшего взлёта. Также это не позволит опускать руки из-за первых же препятствий, встретившихся на жизненном пути. Приятный бонус — мотивированному легче получить диплом с отличием, даже без особых усилий с его стороны и без репетиторов.

Без режима дня ученик добьётся незначительного успеха. Хаос и неорганизованность — злейшие враги любого прогресса. Как найти время, где взять силы для выполнения домашней работы? Неорганизованность крадёт не только ценное время, но такаже силы для совершения необходимых действий. Поэтому объясните учащемуся, что нужно приучать себя жить по строго определенному распорядку.

Научите (желательно личным примером) составлять план дел на день. Все успешные бизнесмены и великие люди жили и живут по заранее запланированному списку дел. Поэтому они добились успеха. Фраза «Время — деньги» составлена не просто так, она констатирует ценность времени. Если время разбазаривать, можно остаться не у дел.

Для самоорганизации важно сохранять порядок на рабочем столе. Каждый предмет должен лежать на определённом месте. Позаботьтесь об организации рабочего места ребёнка: сделайте его привлекательным, комфортным.

  • Уделите внимание освещению, чтобы ученик сохранил зрение.
  • Затем необходимо организовать удобный письменный стол, устойчивый стул.
  • Для книг приобретите просторный шкаф, канцелярские принадлежности должны быть яркими и привлекательными. Если за рабочим столом приятно сидеть, то обучение пойдет успешно.
Наталья Этеридзе
Наталья Этеридзе
Практикующий психолог. Специализация - подростковая и детская психология.
Задать вопрос психологу

Мотивирующие цитаты

Вдохновение — лучшая мотивация из всех. Его можно черпать из источника знаний всех времён и народов. Читая цитаты великих людей или народные пословицы, получаешь духовный заряд и стимул к действию.

Для старшеклассников полезно освоить аффирмации на учёбу. Это положительные утверждения, которые настраивают на успех. Важно аффирмации повторять регулярно, чтобы их смысл стал частью сознания ученика. С помощью утвердительных установок можно повышать уровень ответственности и самооценку, укреплять память, формировать характер и т. д.

Пример положительных аффирмаций для мотивации:

  • Я легко воспринимаю любую информацию на уроках.
  • Знания и умения — фундамент моего жизненного успеха.
  • Учёба дается мне легко.
  • Я легко решаю любые задачи по физике (алгебре).
  • Мне нравится учиться, это у меня легко получается.
  • Мои знания готовят для меня яркое успешное будущее.
  • Я быстро запоминаю любой объём информации.
  • Я открываю свой ум для новых возможностей.
  • Английский — это просто для меня: как раз, два, три.

Совет: аффирмации нужно повторять постоянно. Они глубоко входят в подсознание, потом начинают работать.

Чтобы помочь ребенку если он не хочет учиться, советуем вам:

  • Выяснить причины нежелания учиться: они могут лежать в плоскости конфликтов с учениками, учителями, родителями. Их нужно найти, затем устранить.
  • Повышать заинтересованность у младших школьников лучше всего собственным примером, доверительными отношениями. Если малыш не успевает по какому-то предмету, можно подтянуть его знания с помощью тематических игр: они помогают без труда усваивать материал.
  • Мотивировать успеваемость у подростков следует с помощью объяснения простой истины: успешное обучение поможет достичь поставленных жизненных целей..
  • Подросткам помогут поднять желание учиться примеры успешных товарищей. Окружение играет важную роль.

Вдохновляйте детей, помогайте усваивать школьную программу, расширяйте их кругозор, уделяйте достаточное время для их обучения. Затраченные усилия окупятся сторицей, ведь сильный ученик самостоятельно сможет сдать все экзамены.

Елена Александровна Демина

Преподаватель и владелец частной школы г. Москва. Школа с дистанционным обучением. Психолог, репетитор. Стаж работы в дистанционном образовании - более 7 ми лет. Общий педагогический стаж - более 20 лет.

Оцените автора
Дистанционное обучение и школьное образование для детей
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector