SSL

Одаренные дети: как работать с гениями в школе

Одаренные дети: как работать с гениями в школе

Психологи говорят, что одаренные дети — девочки и мальчики с особыми способностями, психологическими и душевными качествами. Расскажем о том, как работать с ребенком гением и приведем рекомендации по программе ФГОС.

Кто такие одаренные дети

Как распознать ребенка индиго

Одаренных детей (гениев) еще называют индиго. Впервые о них написала американка Нэнси Энн Тэпп. Ее книга Understanding Your Life Through Color вышла в 1982 году. Автор рассказала о способности видеть человеческую ауру. Согласно Нэнси, начиная с конца 1970-х годов непрерывно растет число малышей с оболочкой яркого темного-синего цвета.

Спустя 17 лет вышла книга The Indigo Children: The New Kids Have Arrived медиумов Ли Кэррола и Джен Тоубер. Авторы сообщили о приближении количества новорожденных индиго к 100%. Однако это не доказанные предположения. Нет достоверной статистики и признанной методологии идентификации или классификации.

По словам Кэрролла и Тоубер, люди с синей аурой обладают необычными психическими особенностями. Они демонстрируют новые, неизвестные ранее модели поведения.

Да, есть
0%
Не встречал(а)
100%
Проголосовало: 3

Типы одаренных детей

Перечисленные способности у одаренных детей выражены в разной мере. В зависимости от них ребят относят к одному из четырех типов:

  • Гуманисты. Гиперактивные, общительные, дружелюбные. Часто одновременно играют с несколькими игрушками.
  • Концептуалисты. Больше беспокоятся о проектах, чем об окружающих. Мечтают стать в будущем инженерами, архитекторами, дизайнерами, космонавтами, пилотами или офицерами. В подростковом возрасте увлекаются спортом и склонны к появлению зависимости, особенно наркотической.
  • Художники. Очень чувствительные, творческие личности, обычно невысокого роста. Будущие учителя или художники. В детстве не способны заниматься одним делом дольше 5 минут. Однако, став подростками, выбирают одну из областей и начинают совершенствоваться в ней.
  • Межпространственный тип. Объединяют в себе многие качества трех остальных. Призваны принести в мир новую философию или религию. Они выше ростом и в возрасте 1-2 лет уже проявляют самостоятельность.

Поведение одаренного ребенка

Ребёнок-гений рождается с высокой самооценкой и осознанием собственного величия, не признает общепринятых авторитетов. Он имеет чёткое представление о совершенном устройстве мира, проявляет ярко выраженную настойчивость, ожесточённо борется против всего неправильного. Важная черта — категорическое нежелание приспосабливаться к неудобствам в семье, школе, кругу друзей или профессии.

Ребёнок гений ценит свободу и независимость, отвергает установленный порядок. Поведение строптивца вызывает недоумение, приводит в замешательство родителей, учителей, социальное окружение.

Представители нового поколения считают подчинение правилам помехой на пути развития. Они жаждут перемен и активно их добиваются.

Характер одаренного ребенка

Поведение ребенка Индиго
  • Они быстрее развиваются по сравнению с представителями предыдущего поколения;
  • считаются нестандартно мыслящими, испытывают проблемы с учёбой;
  • отказываются выполнять непонятные или кажущиеся им бессмысленными действия;
  • чрезвычайно чувствительны ко лжи;
  • реагируют аллергией на химические вещества, например синтетические добавки в составе пищевых продуктов;
  • крайне чувствительны к запахам, шуму, свету, прикосновениям, вкусам;
  • совершают непонятные взрослым поступки;
  • ставят перед собой высокие цели, имеют свое видение будущего;
  • знают, кто они, и обладают ярко выраженным чувством собственного достоинства;
  • требуют нового восприятия реальности, бережного отношения к природе и взаимного уважения;
  • не реагируют на попытки взрослых дисциплинировать их через внушение чувства вины;
  • отгораживаются от окружающих, чувствуя себя непонятыми. Становятся необщительными, проявляют бунтарский дух и агрессивность;
  • смирившись с ситуацией, с трудом сосредотачиваются или удерживают внимание;
  • придумывают невидимых друзей;
  • мечтают проявить индивидуальность, достичь поставленных целей;
  • ожидают поддержки своих навыков и талантов;
  • демонстрируют признаки синдрома дефицита внимания (СДВ), часто с гиперактивностью (СДВГ). Ведут себя беспокойно, впадают в депрессию, жуют ногти, скрежещут зубами, вырывают на голове волосы.

В окружении любящих, понимающих родственников ребёнок-гений обычно спокойнее. Возможные причины развития стресса — поток впечатлений и информации, принуждение к выполнению жёстких требований. Некомфортно ребятам в большом коллективе (не подобных им) сверстников.

Способности у одаренных детей

В отличие от обычного ребёнка одаренные или гении:

  • легко обращаются с компьютерами и сложной техникой;
  • обычно имеют высокий уровень интеллекта и быстро все схватывают;
  • демонстрируют необычную для своего возраста житейскую мудрость;
  • обладают сильной интуицией, даром ясновидения или парапсихологическими способностями. Например, они умеют передвигать предметы силой мысли или разговаривать с душами умерших.

Отдельные сторонники теории указывают на высокую продолжительность жизни обладателей синей ауры. Она предположительно составляет несколько сотен лет.

Как работать с одаренными детьми

Какие способности у детей Индиго

Ребёнка-гения считают непослушным, рассеянным, мешающим, самовлюбленным, эгоцентричным и даже злым. Причина — нежелание подчиняться существующим правилам.

Ключами к развитию потенциала одаренного ребёнка являются открытость, признание, педагогическое творчество.

Вред наносят принуждение к выполнению строгих правил. При возникновении проблем лучше всего обратиться к специалисту по психологии с опытом работы с уникальными пациентами.

С рождения

Воспитание ребенка индиго с рождения

Родители несут огромную ответственность. Их задача заключается не в обучении и воспитании ребенка-гения. Они призваны создать условия для максимального приближения к выполнению задачи, поставленной ему судьбой.

Нэнси Энн дает в своей книге следующие рекомендации:

  • Относитесь к детям с большой любовью. Жесткая дисциплина и критика отобьют желанию учиться. Вы рискуете потерять уважение наследника.
  • Говорите с ребёнком-гением так, как говорили бы с другом. Всегда будьте с ним честными. Он обладает способностью быстро разоблачать обман.
  • Будьте готовы терпеливо и обдуманно отвечать на часто задаваемые вопросы.
  • Предоставьте возможность выбора. Например на семейном празднике предложите сидеть рядом с матерью или в конце стола. Так ребёнок-гений будет чувствовать себя независимым и свободным, как того требует его душа.
  • Откажитесь от телесных и иных наказаний.
  • Разговаривайте с малышом, как со взрослым человеком.
  • Побуждайте дочь или сына высказывать свои мысли, делиться с вами проблемами.
  • Слушайте все внимательно, поступайте соответственно своим чувствам и не пытайтесь быть авторитарными. Позвольте ребенку рассказывать о своих потребностях. Объясняйте ему, почему не можете что-либо дать.
  • Подавайте хороший пример: правильно питайтесь, занимайтесь спортом, не ругайтесь, не унижайте в присутствии малыша окружающих.
  • Почаще читайте книги, подходящие по возрасту.
  • Установите рамки, объяснив, как нужно или нельзя себя вести.

Важно! Ищите золотую середину: создайте безопасную обстановку, но старайтесь сделать жизнь наследника интересной и насыщенной. Неправильно воспринимать его как чистый лист бумаги, который необходимо заполнить.

В детском саду и школе

Индиго в детском саду и школе

Обычно стрессовая ситуация возникает, когда ребята попадают в детский сад или школу. Им приходится находиться в большой группе, справляться с многочисленными раздражителями, следовать строгим указаниям. Чем дольше продолжается стресс, тем больше бросаются в глаза отклонения от нормы.

  • Вариант для развития одаренных ребят — домашнее обучение. Тогда они все успевают и избегают стресса.
  • Для воспитания и обучения одаренных детей в общеобразовательных заведениях хорошо подходит вальдорфская школа, основанная на уважительном отношении к индивидуальности. Предполагается, что человек начинает жизнь с собственными намерениями, ожиданиями и задачами. Преподаватели дают обучающимся возможность развиваться физически и духовно, участвовать в общественной жизни соответственно возрасту.

Дополнительно педагогам предлагается применять стратегии, упрощающие процесс обучения:

  • Подбирать визуальные материалы: чертежи, схемы, карты.
  • Использовать цвета для выделения важной информации.
  • Поощрять учеников читать иллюстрированные книги.
  • Применять мультимедийные технологии (например, компьютер, видеоустройства).
  • Побуждать ребят изображать свои мысли в виде рисунков.

Родителям советуют оборудовать дома уголок психологической разгрузки. Стоит научить ребят упражнениям для расслабления и снятия психоэмоционального напряжения.

Одаренные подростки

Дети индиго в подростковом возрасте
Если одаренные дети остаются непонятыми, постоянно испытывают трудности в школе

В пубертатный период ребята особенно склонны к депрессивному настроению. Если они остаются непонятыми, постоянно испытывают трудности в школе и не получают необходимую свободу действий, появляется риск развития зависимости. С помощью наркотиков или алкоголя подростки пытаются заглушить одолевающие их неприятные чувства: одиночество, отчаяние, гнев, досаду на себя. Как этого не допустить?

  • Школьники должны иметь возможность свободно высказывать свое мнение и чувствовать, что их понимают. Иначе неизбежны конфликты с преподавателями.
  • Чтобы вызывать или поддержать интерес к предметам, наряду с лекциями педагогам важно использовать другие методы обучения: групповые занятия, исследовательские проекты, семинары.
  • Необходимо проявлять гибкость, вести с учениками переговоры и дискуссии.

Программа и план работы «одаренные дети» (ФГОС)

Современное образование поставило своей целью разработать условия и программы для работы с одаренными детьми. Такие программы можно найти во многих школах и гимназиях. Пример программы по ФГОС вы можете посомтреть ниже. Чтобы скачать программу, найдите кнопку под окном PDF.

ТОП 5 самых одаренных детей планеты — фото и судьбы

То, что одаренные дети обладают особыми способностями и огромным потенциалом, становится очевидным, если вспомнить о знаменитых представителях группы. В их число входят Моцарт, Иоганн Вольфганг фон Гёте, Альберт Швайцер и Махатма Ганди. Из ныне живущих ТОП 5 одаренных детей составляют Наталья Демкина, Наталья Бекетова, Саша Путря, Майкл Кирни и Ким Унг-Йонг.

Девочка-рентген Наталья Демкина

Одаренные дети: как работать с гениями в школе

Наташа Демкина  коренная жительница Саранска. Она появилась на свет в 1987 году. В 16 лет врачи московской детской больницы N1 удалили ей слепую кишку. В время операции они забыли тампон, и девочке пришлось пережить еще одно хирургическое вмешательство. После этого пациентка стала видеть внутренние органы людей. После обширных тестов врачи пришли к удивительному диагнозу: у Наташи Бекетовой «рентгеновский взгляд».

Благодаря своей исключительной способности Наташа выяснила, что нескольким пациентам был неправильно поставлен диагноз. Она всегда оказывалась права в своих предположениях. Девочка хорошо контролировала приобретенные способности и распознавала патологические структуры на молекулярном уровне.

В 17 лет россиянка согласилась пройти тестирование в США. Она стала участницей британского телешоу, выходившего на канале Discovery. Хотя ребёнку-гению удалось справиться с большинством заданий, американские ученые усомнились в способностях подростка и отказались от дальнейшего изучения феномена. Гораздо удачнее оказалась поездка в Японию: юная Наталья правильно ответила на все вопросы.

Одаренные дети: как работать с гениями в школе
Наталья Демкина в настоящее время

Окончив школу, Демкина поступила в Государственный медико-стоматологический университет имени Семашко. Через 2 года девушке разрешили работать в столичном Центре специальной диагностики человека. Она собиралась развивать уникальные способности и в будущем планировала открыть экспериментальную клинику. Однако о дальнейшей судьбе Натальи ничего не известно.

Наталья Бекетова  ребенок говорит на 120 языках

Наталья Бекетова из Анапы родилась в 1987 году. До 9 класса была обычной девочкой. Все изменилось после обморока во время контрольной по математике. Очнувшись, школьница напрочь забыла родной русский язык. Зато девочка «вспомнила» староанглийский. Она назвалась чужим именем  Энн МакДауэл. Врачи медицинского учреждения не определили причину странной потери памяти.

Позже выяснилось, что Наталья обладает способностью говорить на 120 языках, включая очень древние и давно исчезнувшие, включая язык полинезийских индейцев нгоби. Ранее она едва справлялась со школьной программой по немецкому. Озабоченные родители напрасно ходили от одного врача к другому. Признаки болезни отсутствовали.

Одаренные дети: как работать с гениями в школе
Ходят слухи, что девушка перебралась из России в Финляндию. Ее новое имя Татти Вало.

Феноменом заинтересовались ученые из Института востоковедения Российской академии наук. Наталья помогла перевести исследователям несколько древних текстов. Среди них был праславянский, написанный на диске. Археологи обнаружили его в Италии и изучали на протяжении 27 лет. Ученые предположили пробуждение у юной россиянки прапамяти в результате обморока. То есть она обрела способность вспоминать свои прошлые жизни. Очнулась девушка с душой англичанки МакДауэл и подробно рассказала о жизни женщины. Правдивость слов ребёнка-гения подтвердили старые записи из английских архивов.

В Петербурге Бекетова нашла молодого человека с душой родного брата Энн. Оказалось, парень тоже помнит отдельные факты из прошлой жизни. Позже Наташа пропала из поля зрения общественности. Ходят слухи, что девушка перебралась из России в Финляндию. Ее новое имя Татти Вало.

Художница-гений Саша Путря

Одаренные дети: как работать с гениями в школе
Саша Путря — одаренная художница

Саша Путря  уроженка Полтавы, дочь двух творческих личностей: профессионального художника и дирижера-хормейстера. Родилась на Украине, в городе Полтаве. Рисовать красками и карандашами научилась в трехлетнем возрасте. Стремилась достичь только ей известного совершенства и отказалась от обучения по академической программе. Изображала животных, космос, героев сказок и любимых кинофильмов. Интересовалась Индией, НЛО, астрологией, гороскопами.

Саша отлично училась, много читала, рисовала под музыку. К 5 годам состоялось 2 персональных выставки юной художницы.

Она была веселой и доброжелательной, любила зверей. Юная художница утверждала, что каталась на слоне. Она подробно описывала свои впечатления и корзину, закрепленную на спине животного. На самом деле «вживую» Александра никогда его не видела.

В 5 лет у Саши диагностировали тяжелую болезнь  лейкемию (белокровье). Врачи отвели ей максимум 1-2 месяца. Вместе с отцом Саша молилась об исцелении в Киево-Печерской Лавре и прожила еще 6 лет. Она умерла, оставив после себя богатое наследство: десятки стихов, сотни рисунков и композиций, чеканки, работы из пластилина. После смерти ребёнка-гения родители организовали еще 112 выставок ее произведений. С творчеством художницы познакомились жители европейских стран, включая Австрию.

Майкл Кирни — выпускник ВУЗа в 10 лет

Одаренные дети: как работать с гениями в школе

Майкл Кирни появился на свет семимесячным на Гавайях. Беременная мать страдала анорексией и сепсисом. Женщина месяц пролежала в больнице из-за высокого давления. Врачи говорили, что Майкл скорее всего родится умственно отсталым. Вопреки печальным прогнозам в 5 месяцев малыш научился строить короткие, грамматически правильные предложения и заинтересовался видеоиграми.

Семья перебралась в США. Маленький Кирни посещал частную школу Монтессори в городе Такома. Через несколько месяцев он научился читать. В 4 года ребёнок-гений прошел тест Стэнфорд-Бине в сан-францисском Центре детского развития Калифорнийского университета. Он показал максимальный результат  168 и стал членом международной организации Mensa, объединяющей людей с самым высоким коэффициентом умственного развития (IQ).

Другие достижения Кирни в разном возрасте:

  • 6 лет  получил аттестат о среднем образовании;
  • 8 лет  окончил двухгодичный колледж в Санта-Роза со степенью специалиста. Конспекты за юного студента писала мать, поскольку психомоторные способности Керни соответствовали навыкам его ровесников. Он также страдал аграфией  неспособностью писать слова и тексты;
  • 10 лет  получил диплом Университета Южной Алабамы по антропологии;
  • 14 лет  написал дипломную работу по биохимии в Государственном университете Мидл Теннесси, посвятив ее росту раковых клеток;
  • 18 лет — окончил Вандербильтский университет со степенью магистра информатики.

В 2006 году Кирни присвоили докторскую степень в области биохимии в Государственном университете Мидл Теннессии. Учебное заведение стало постоянным местом работы гениального гавайца. В ноябре Майкл выиграл 1 миллион долларов на викторине Goldrush.

Мальчик Ким Унг-Йонг с показателем IQ 210

Одаренные дети: как работать с гениями в школе
. Мальчик экстерном получил школьное образование. Обучение он продолжил далеко от столицы,

Высокий IQ не гарантирует счастливой жизни. Доказательство тому — история Ким Унг-Йонг, родившегося в 1962 году в Сеуле (Южная Корея). Родители мальчика были профессорами: отец  физики, мать  медицины.

  • В 4 месяца он заговорил
  • К 1 году выучил алфавит и 1000 китайских иероглифов. Вместо детских книг Ребёнок-гений читал 600-летнюю поэму Thousand Character Classic.
  • В 4 года Ким решал математические уравнения.
  • В 5 лет владел пятью языками: корейским, немецким, японским, английским, французским.

Юного вундеркинда записали в лос-анджелесскую Среднюю школу Гранта. Ребенок посещал занятия в Ханьянском университете. Восьмилетнего мальчика наняло Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космоса (сокр. НАСА). Ким переехал с матерью в Соединенные Штаты. Там он чувствовал себя несчастным и одиноким. „Я жил как машина: просыпался, решал заданное уравнение, ел, спал и так далее. Я не знал, что делал, и не имел друзей»,  вспоминал Унг-Йонг.

Спустя 8 лет вундеркинд вернулся в Корею. Мальчик экстерном получил школьное образование. Обучение он продолжил далеко от столицы, в Национальном университете Чонбук. Там ребёнка-гения почти никто не знал. «Я зажил счастливой жизнью»,  утверждает он.

Рекордный IQ Унг-Йонга (210) подтвержден комиссией Книги рекордов Гиннесса. В 2020 году корейцу исполнилось 58 лет. Он  обычный профессор строительной инженерии. Некоторые называют Кима несостоявшимся гением. Но Йонг считает свою жизнь успешной.

Кто такие одаренные дети, пытаются объяснить кинорежиссеры, журналисты. ведущие телепередач. Научитесь отличать подлинные факты от выдуманных сенсационных историй. Полезна информация от педагогов, психологов и других специалистов по работе с подрастающим поколением. Их советы помогут разобраться в причиных поступков и поведения ребёнка-гения, найти с ним взаимопонимание.

Елена Александровна Демина

Преподаватель и владелец частной школы г. Москва. Школа с дистанционным обучением. Психолог, репетитор. Стаж работы в дистанционном образовании - более 7 ми лет. Общий педагогический стаж - более 20 лет.

Оцените автора
Дистанционное обучение и школьное образование для детей
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector