Звонкие и глухие согласные звуки — таблица в 1 классе для запоминания

Звонкие и глухие согласные звуки - таблица в 1 классе для запоминания

Чтобы правильно говорить, нужно различать гласные и согласные, звонкие и глухие согласные, сонорные и шипящие. Чтобы правильно писать, нужно уяснить, какими буквами обозначаются звуки и почему письмо и произношение не всегда совпадают. Объяснить ребёнку разницу и научить их различать – это задача нашей статьи.

Звонкие и глухие согласные — таблица для 1 класса

Звонкие и глухие согласные - полная таблица

Согласные звуки — что это и сколько их в русском языке

С какой бы интонацией не произносилось слово – тихо или громко, выпевая или коротко, звуки, составляющие слова, легко опознаются.

Гласные и согласные звуки составляют алфавит. Всего в русском языке 42 звука, а букв — всего 33. Это потому, что некоторые буквы обозначают два звука сразу.

Однако букв в алфавите меньше – 33. Из них 2 символа обозначают мягкость или твёрдость произношения – мягкий и твёрдый знак. Из 31 литеры гласных букв 10, а согласных – 21.

Согласный — это звук, которые производятся голосом и шумом или только шумом.

Чтобы произнести гласную, задействуют только голос. Её можно не только проговорить, но и пропеть, так как при произношении рот не закрывают и воздух свободно выходит из лёгких, не встречая барьеров. Разницу в звучании гласных обеспечивает разное положение губ при произношении.

Чтобы произнести согласную, рот частично закрывают. Воздух сталкивается с препятствием и появляется характерный шум. Этот шум и есть согласная.

Звуки различают по разным признакам. Выделяют:

  • сонорные – участвует голос, губы образуют лишь небольшое препятствие: [й’], [л], [л’], [м], [м’];
  • шумные – образованные в большей степени шумом: [к], [п], [с], [т], [ф].
сонорные и шумные согласные таблица
Сонорные и шумные согласные

Шумные тона разделяются на 2 класса:

  • звонкие – согласные, при выговаривании которых участвует и голос, и шум: [б], [в], [г], [д];
  • глухие – состоят в основном из шумов: [х], [х’], [ч’], [щ].

Другая классификация учитывает степень мягкости:

  • твёрдые – произносятся отрывисто, язык быстро прикасается к какому-то участку нёба;
  • мягкие – спинка языка изогнута и почти достигает нёба, поэтому звук формируется несколько неопределённый.

Звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные звуки - таблица в 1 классе для запоминания
Согласные звуки в таблице — парные и непарные

Звонкие и глухие звуки создают созвучные пары: [б]/ [п], [д]/ [т], [в]/ [ф]. Важно уяснить это отличие. При переложении слова на бумагу оказывается, что звучит глухая, а пишется звонкая, например:

  • пишется зуб – произносят как [зуп];
  • пишется нож – произносите как [нош].

Есть и непарные, которые перепутать невозможно. Среди звонких это [л], [м], [р], среди глухих, не имеющих пары – [х], [ц], [ч].

Шипящие и свистящие

Выделяют еще одну интересную группу – шипящие. Они состоят из шумов разного характера, голос не участвует. Различают:

  • твёрдые шипящие — [ж], [ш];
  • мягкие — [ч❜], [щ❜].

Есть еще свистящие – [c], [з], [ц].

Звонкие и глухие согласные – как объяснить ребенку

Когда и как выговаривают звучные и глухие звуки, ребёнку объяснять не нужно. Он слышит речь постоянно и быстро усваивает правила оглушения слова на конце или правильное сочетание в корне. Однако такое восприятие не помогает писать правильно.

Чтобы определить, какой же звук произносится и как его обозначить, делают так.

  1. Закрыв руками уши произносят [п], а потом [б]. Когда проговаривают [б], голос хорошо слышен. Задействуются голосовые связки и создают вибрацию, она отдаётся звоном в закрытых ушах. Если вибрация есть – тон звонкий, если нет – глухой.
  2. Можно сделать иначе. Произнести [п] и [б], прикладывая ладонь к шее с правой или левой стороны. Когда говорят звучную гулкую букву, шея под рукой вибрирует, а когда глухую – нет.

Но если проговаривать слово можно по-разному, то записывать нужно по правилам. Ребёнок должен уяснить разницу между звуками и буквами, запомнить, который из них называется глухим или звонким.

Обучают этому постепенно. Сначала малыш учится различать произношение на слух, как в вышеописанном примере. Затем разбирается, что такое звонкие и глухие буквы.

Согласные можно запомнить вот таким вот стишком:

  • звонкие — «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ»;
  • глухие — «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ?  Фу!».

В ход идут цветные таблицы, где парные и непарные символы выделяют разными цветами. А еще лучше предложить ребёнку самому нарисовать схему.

Звонкие и глухие согласные звуки - таблица в 1 классе для запоминания
Так ребенок может сам обозначить, где звонкий согласный, где глухой, и найти пару

Закрепляют урок игрой. Расселяют глухие и звучные звуки по домикам разного цвета, составляют слова, используя кубики. Полезно предложить ребёнку или дать ему самому поискать слова, которые при разном произношении меняют смысл.

Малышу намного проще запомнить урок, если он сам найдёт разницу между звуками и буквами.

Звонкие согласные звуки

Звонкая согласная вмещает в себя голос и небольшой шум. Последний возникает из преодоления барьера – положения языка, губ. К таковым причисляют:

  • парные звонкие – [б], [в], [г], [д], [ж], [з];
  • непарные – [л], [м], [н], [р], [й].

Все они имеют пару из мягких, за исключением [ж].

Мягкость и твёрдость произношения зависит не от самой буквы, а от сочетания. Если за литерой следует мягкая гласная – ё, ю, я, то их комбинация произносится мягко. Согласная превращается в свою мягкую версию, в транскрипции она отмечается как литера с чёрточкой сверху, а стоящая дальше гласная обозначается как своя собственная твёрдая пара.

Пример:

  • пёстрый – [п’ о с т р ы й];
  • белый [б’ э л ы й’].

Если за литерой стоит твёрдая гласная – а, о, у, буква произносится твёрдо и коротко.

Глухие согласные звуки

Глухой тон в большей мере формируется из шума, особенно если это шипящая. Шум формируется благодаря разному положению языка и губ. Сюда относятся:

  • парные глухие – [п], [ф], [к], [т], [ш], [с];
  • непарные – [ц], [х], [ч], [щ].

В категории также выделяют шипящие – [ж], [ш], [ч], [щ], и свистящие – [c], [з], [ц].

Если все звонкие, кроме звука ж, имеют смягчённую версию, с глухими тонами не все так просто. Некоторые – т, п, ф, имеют пару, другие – нет.

Всегда твёрдые согласные

Есть согласные, остающиеся твёрдыми, какая бы гласная за ними не стояла. В русском языке таких всего 3 – ж, ц, ш.

Примеры:

  • Слово жёрнов пишется через ё. Однако произносится твёрдо: [ж о р н о ф].
  • Пишется шёлк, через ё. Однако выговаривается как [ш о л к].
  • Если за литерой следует твёрдая гласная, то буква произносится так же жёстко: цунами – [ц у н а м и].

Всегда мягкие

Есть также согласные, которые всегда произносятся мягко: й, ч, щ. Следующая за ней согласная на произношение не влияет.

Примеры:

  • На бумаге пишут чаща, а произносит как [ч’а щ’а].
  • Пишется как тойота, а проговаривается [т о й’о т а].

Мягкость придаёт также мягкий знак после буквы. Появляется он как после звучной, так и глухой согласной. Более того, смягчение возможно после мягкой и даже абсолютно мягкой – беречь, течь.

Исключение составляет литера й. После неё мягкий знак не пишется.

Проверяем себя

Материал усвоен, если на любой вопрос о принадлежности звуковой единицы, ребёнок отвечает после проверки, не гадая. Проверку выполняют как описано выше: закрывают уши или прикладывают ладонь к шее.

Вопросы для закрепления материала

[л] – звонкий или глухой звук?
[д] – произносится звонко и приглушённо?
[п] – звучит приглушённо и или гулко?
[ж] – звонкий или глухой?

Попробуем произнести примерно тот же звук, но делая его то звучным, то глухим. Сохраняется ли смысл произнесённого слова или изменяется?

Дочка/точка – в каком слове тон звонкий, а в каком глухой?
Удочка/уточка – чем эти слова отличаются?
Колос/голос – а эти?

Загадки на звонкость и глухость согласных

Отличный способ закрепления материала – разгадывание парных загадок. Ответов здесь два, причём ответ отличается друг от друга только произношением.

С глухим – траву она срезает,

Со звучным – листья объедает.

Ответ: коса/коза.

С «эм» приятен, золотист, очень сладок и душист.

С буквой «эль» зимой бывает, а весною тает.

Ответ: мёд/лёд.

Как пишутся парные согласные звуки в конце слова

В конце слова звонкие звуки оглушаются. Пример:

  • друг [друк], нож [нош], зуб [зуп].

Проверка правописания:

Чтобы узнать, какая буква находится в конце слова – звонкая или глухая, и как ее писать, нужно видоизменить слово так, чтобы в конце появилась гласная.

Пример:

урок /уроки – при комбинации с гласной становится понятно, что на конце стоит глухая буква;

снег/снега – отчётливо слышен звучный тон.

Звонкие и глухие согласные в корне слова

В середине слова находящиеся перед глухими буквами звучные тоже теряют звонкость:

  • губки [гупки], ложка [лошка], низко [н’иска].

Исключение составляют сонорные, у которых пары нет – [л], [м], [р]. Они всегда сохраняют звонкость.

В середине слова глухие тона озвончаются:

  • сделка [з’д’элка], молотьба [малад’ба].

Проверка правописания:

Нужно преобразовать слово так, чтобы после согласной, вызывающей сомнение, появилась гласная: губки/губок, молотьба/молотить.

Разбор слова по звукам и буквам (пример)

Звукобуквенный разбор слов помогает уяснить разницу между звуками и буквами и научиться грамотно записывать слово. Такие занятия нужно проводить с 1 класса школы. Порядок фонетического разбора следующий.

Разбор слова по звукам и буквам (пример)
Разбор слова по звукам и буквам (пример)

Сначала записывают слово, делят его на слоги и определяют ударение.

Пример:

  • запись слова – пижма;
  • разделение по слогам – пи-жма;
  • ударение – на первом слоге.

Характеризуют звуки:

  • п – [п’] – согласный, глухой, мягкий;
  • и – [и] – гласная под ударением;
  • ж – [ж] – звонкий согласный, твёрдый;
  • м – [м] — звонкий согласный, твёрдый, можно указать также, что это сонорный тон;
  • а – [а] – безударная гласная.

Определяют число звуков и букв в слове. Их количество может не совпадать. В описанном примере совпадает: в слове 5 букв и 5 тонов, из которых 2 гласных и 3 согласных.

В русской речи есть звонкие и глухие согласные. При сочетании с разными гласными и согласными они могут озвончаться и оглушаться. Но при изменении произношения записываются теми же самыми буквами.

Вам понравилась статья?

Преподаватель и владелец частной школы г. Москва. Школа с дистанционным обучением. Психолог, репетитор. Стаж работы в дистанционном образовании - более 7 ми лет. Общий педагогический стаж - более 20 лет.

Оцените автора
Дистанционное обучение и школьное образование для детей
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

SSL