Уже с детсадовского возраста перед родителями и ребенком встает проблема, как выучить стих. Большинство ставит малыша перед собой и заставляет многократно повторять текст до полного запоминания. У вас это не работает? Если процесс затягивается, предлагаем 10 способов, чтобы учить стих вместе с ребенком.
Как выучить стих: 10 супер быстрых техник
Универсального способа для запоминания стихов не придумали. У каждого ребенка есть предпочтительный для него способ усвоения информации – визуальный, аудиальный и кинестетический. Внимательная мама сможет подобрать подходящий на практике.
Интересная статья: Рисунок человека (+200 фото) — как нарисовать человека поэтапно карандашом
Объясните смысл
Запоминание понятного текста проходит легче и быстрее, чем зазубривание неизвестных слов. В произведениях классиков встречается много устаревших понятий, изменений формы для рифмы, терминов, которые не используются в повседневной речи. Начинайте учить наизусть с объяснения смысла всего стихотворения и каждой строчки в отдельности.
- Прочитайте стих с выражением 2-3 раза;
- Попросите ребенка объяснить, как он его понимает;
- Выясните, какие слова особенно сложно запомнить или непонятны;
- Объясните значение на примере. Для этого можно использовать картинки или видео.
Попросите ребенка пересказать действие своими словами. Если он может придумать связный рассказ с упоминанием всех персонажей, событий с правильной интерпретацией, то разбор можно считать законченным.
Интересное по теме:
Мнемотехника для детей, советы и упражнения для школьников
Учите частями
Длинное стихотворение часто пугает детей, вызывая у них чувство беспомощности. Запоминание текста небольшими блоками позволяет справиться с трудной задачей.
Как легко выучить большой стих:
- Учите за один раз не более двух четверостиший;
- Делайте перерыв между «подходами» в 40-60 минут;
- Повторяйте блоки не по порядку, а вразброс.
Такой подход позволяет избежать самой распространенной ошибки, когда начало длинного стихотворения запоминается хорошо, а к концу школьники начинают сбиваться. После того, как отдельные части стиха будут выучены, нужно «уложить» их в голове в правильном порядке. Для этого прочитывайте произведение с выражением наизусть несколько раз перед сном и с утра, как только проснетесь.
Задействуйте зрительные образы
Визуализация — метод, который помогает заучивать стишок дошколятам и младшим школьникам.
Как может помочь мама:
- Найдите в каждой строке базовое существительное.
- Нарисуйте образы в столбик. На первых порах можно это делать взрослому. После того, как методика будет использована несколько раз, лучше просить рисовать самого ребенка. Так к зрительной памяти добавляется моторная и работает воображение.
- Учите четверостишье, опираясь на изображения.
Можно использовать отдельные карточки, показывая их в качестве подсказки по очереди или по необходимости.
Учим стих ассоциациями
Способ, похожий на предыдущий. Здесь в качестве якорей для запоминания используются не прямые изображения, а ассоциативные связи. Подойдет школьникам с четвертого-пятого класса с развитым воображением.
Читаем стихотворение построчно, придумывая яркий зрительный образ для предмета или действия. Например, произведение Тютчева можно связать с Гарри Поттером:
- Чародейкою Зимою – зимние каникулы в Хогвартсе.
- Околдован, лес стоит – запретный лес, который замер.
- И под снежной бахромою, — ледяная паутина.
- Неподвижною, немою, — тишина под мантией невидимкой.
- Чудной жизнью он блестит – сверкающий патронус.
Ассоциации будут индивидуальными. Для тренировки используйте яркие воспоминания, любимые фильмы, персонажей компьютерных игр.
Запоминайте стихотворение активно
Помощь мамы важна, но как выучить стихотворение, чтобы оно «отскакивало от зубов» и через несколько месяцев? Этого можно добиться только рассказыванием наизусть.
- Не заставляйте рассказывать четверостишье полностью, пока малыш не запомнит хорошо строчки. Ошибки при воспроизведении знакомого текста исправить бывает сложнее, чем заучить новый.
- Не спешите помогать, если ребенок забыл следующее слово. Активное запоминание включается в тот момент, когда дети пытаются вспомнить ранее изученное самостоятельно.
Рассказывание стихов наизусть развивает долговременную память. Именно поэтому литературные школьные уроки неожиданно «всплывают» через много лет после того, как человек закончил школу.
Статья оп теме: Зарядка для детей — 50 лучших упражнений утренней гимнастики
Пишите
Этот совет подойдет учащимся – записывайте текст от руки. Длинные стихотворения учите блоками по два четверостишья. Важно не заменять ручку клавиатурой. Пишите по памяти, под диктовку.
Написание от руки включает несколько механизмов запоминания:
- Чувственный. Ощущение ручки в руке, звук движения по бумаге, нажим, старательность при написании – все это дает мозгу детей больше «крючков», за которые цепляется память.
- Слуховой. Медленное проговаривание слов по буквам совмещает активное действие со слушанием собственного голоса.
- Зрительный. Образ написанного текста, особенность букв, возможно, ошибки и исправления добавляют ассоциативных воспоминаний, связанных с изучаемым стихотворением.
Попросите школьника несколько раз переписать четверостишье. Так он выцчит стих наизусть за 5 минут без дополнительной зубрёжки.
Добавьте эмоций и движения
Эмоционально окрашенные события откладываются в памяти быстрее. А если добавить кроме чтения стиха еще и движение — вы увеличите еще больше скорость запоминания.
- Ребенок может прыгать, приседать и одновременно читать стих. Можно даже… отжиматься в процессе! Поотжимались — попросите ребенка теперь повторить наизусть стих в спокойном состоянии. Ребенок «вспомнит» стихотворение быстро — ведь мозг на контрасте воспринимает это как легкую задачу.
- В зависимости от смысла текста, выразите жестами и мимикой грусть, радость, сочувствие, задумчивость.
- Если вы не знаете, как заставить выучить стих или басню по литературе, попробуйте прочитывать и проигрывать произведение по ролям. Это станет хорошим стимулом для длительной работы.
Используйте диктофон
Заданный по литературе стих можно выучить «между делом», если записать собственный голос на диктофон. Перед этим важно провести разбор текста, чтобы школьник мог прочитать все стихотворение с правильно расставленными интонациями. Маме потребуется проверять то, насколько хорошо запоминается текст, поскольку при многократном прослушивании у детей складывается ложное ощущение, что они всё знают.
Такой метод хорошо работает, если на заучивание есть несколько дней. Прослушивать запись необходимо по 2-3 раза с перерывами в несколько часов.
Техника снежного кома
Способ, основанный на последовательном многократном повторении текста «строчка за строчкой». Именно так учат первые стишки с малышами в детском саду.
- Прочитайте первую строчку несколько раз.
- Попросите ребенка повторить ее вслух до полно запоминания.
- Переходите к изучению следующей, затем к третьей и далее.
- Повторение вслух каждый раз начинайте с первой строки.
Этот метод можно подкреплять движением, картинками, мимикой. Выучить стих за 5 минут может и не получится, но качество усвоенного материала обязательно порадует. Связка четверостиший возникает автоматически.
Обратите внимание! Технику снежного кома используйте, чтобы выучить небольшой стих из 2-4 четверостиший. Больший объем требует разбивки на блоки.
Выбирайте правильное время, чтобы выучить стих
- Исследования показывают, что заучивание стихов перед сном повышает эффективность запоминания текста на 50%.
- Малышей не стоит заставлять заниматься, когда они голодны, хотят спать или просто не в настроении.
- Школьники должны отдохнуть не менее часа после уроков или обеда, а после начинать учить стихи.
- Текст лучше запомниться, если стих учить в несколько приемов, давая мозгу время на переработку информации.
- Чем длиннее стихотворение, чем больше времени потребуется ребенку на запоминание правильной последовательности воспроизведения.
Как учить стихи с ребенком — эффективные методики
Четвертый и пятый класс — время перехода от младшей школы к средней. Период кризисный. Часто дети начинают хуже учиться, не успевают или не хотят выполнять домашние задания, особенно устные. Родители же ошибочно полагают, что их помощь подросшим ученикам уже не нужна. Чтобы не дать «упасть» ребенку в «троечники», учите стихи вместе с ребенком. Разберем возможные методики на примере программы средней школы.
Стихотворение «Парус»
Произведение М. Ю. Лермонтова состоит из трех четверостиший, каждое из которых обладает своей динамикой. Чтобы выучить стих можно используйте ритмичные движения, напоминающие жестикуляцию дирижёра.
Можно использовать это видео:
При смысловом разборе заострите внимание на своеобразном написании слова «счастье». Трудностей с пониманием у школьников это произведение не вызывает. У стихотворения «Парус» яркая эмоциональная окраска. На этой особенности можно построить изучение текста.
- Учите блоками по четыре строчки, каждый отдельно.
- Связку основывайте на состоянии моря: спокойное — бурное – спокойное.
- В качестве аудио подкрепления используйте запись романса А. Варламова.
- Для визуализации найдите картинку морского пейзажа.
Стихи М. Ю. Лермонтова в 5 классе учатся легко, если ребенку понятен их смысл. Для запоминания будет достаточно одного дня с обязательным повторением на ночь.
«Крестьянские дети»
В поэзии Некрасова встречается много архаизмов – слов, которые не используются в современной речи. Значения некоторых дети в 4 классе понимают интуитивно, из контекста. Незнакомые нужно объяснить до того, как начать учить стих.
Пошаговая схема:
- Прочитайте заданное вслух с выражением 2 раза.
- Попросите сделать это ребенка.
- Выясните, насколько правильно он понимает текст.
- Выпишите трудные слова и выражения. Обычно это: вирши, умиление, плуты, нега, жерди, мякина, оскома, вестимо.
- Объясните их значение на примерах и синонимах.
- Разбейте отрывок на четверостишья. Учите отдельно.
Для быстрого запоминания повторите выученное стихотворение 2-3 раза в течение дня и перед сном.
«Зимняя дорога»
Стихи Пушкина А.С. запоминаются очень легко, особенно если представлять «картинку». После предварительного прочтения и разбора непонятных слов сделайте следующее:
- Нарисуйте вместе с ребенком одну картинку для каждого четверостишья.
- Учите, используя их как подсказку.
- Проработайте весь текст 2 раза. Повторите через 2 часа.
При изучении стихов Пушкина важно избежать «переучивания». При слишком частом и долгом повторении текста, дети начинают путать слова и четверостишья местами. Чтобы стих выучить быстро, делайте для усвоения информации временные перерывы.
ТОП 5 лучших приложений, чтобы выучить стих
Как можно помочь выучить стихи, если у мамы в данный момент нет времени заниматься? Используйте специальные сервисы, которые в игровой форме подают материал. Вот некоторые их них.
ByHeart
В бесплатный онлайн-сервис byheart.op-team.ru можно загрузить любое стихотворение. Для полного запоминания нужно пройти 6 уровней, каждый из которых труднее предыдущего. Программа перемешивает текст, а ребенок должен собрать правильный «пазл».
Выучи стихи!
Приложение Google Play. В нем загружены наиболее популярные стихи, но можно ввести любой текст самостоятельно. Запоминание основано на «закрашивании» отдельных букв и слов по мере их выучивания.
Стихи для детей от 3 до 5
Бесплатное приложение с готовым набором интересных тематических стишков. Работает в офлайн режиме. Аудиотрансляции сопровождаются красочными картинками. Есть возможность установки таймера. К недостаткам мамы относят невозможность загрузки дополнительных стихов.
Учим стихи
Новое российское онлайн приложение на сайте media.prosv.ru, в котором требуется регистрация. Каждое стихотворение сопровождается профессиональной аудиодорожкой, разделенной на смысловые фрагменты. Есть выборка и объяснение сложных слов. Несколько алгоритмов заучивания. Годовая подписка стоит 149 рублей.
Стихи играючи
Приложение Google Play. Запоминание стихов основано на перемещении слов в тексте. Ученикам предлагается восстановить нарушенный порядок. Программа рассчитана на тренировку не только памяти, но концентрации внимания.
Как тренировать память — 5 мега полезных упражнений по 5 минут в день
1. Поиграем в воспоминания
Ежедневно в разговоре с детьми просите их вспомнить события дня. Побуждайте описывать людей, действия, предметы детально. Пусть малыш вспомнает погоду, запахи, одежду, количество, пол и возраст людей, последовательность событий.
Уделяя такому разговору всего несколько минут в день, вы тренируете наблюдательность, умение замечать особенности поведения людей, качества предметов. Развиваются аналитические способности, умение связно рассказывать, увеличивается активный словарный запас.
2. Считайте в уме
Счет в уме активизирует зоны мозга, ответственные за развитие памяти. Предлагайте детям складывать, вычитать, умножать и делить стоимость покупок, номера домов, проезжающие машины, предметы. Делайте это непринужденно, в игровой форме, при каждом удобном случае.
3. Угадай-ка
Упражнение для развития памяти в виде игры. Можно проводить словесно или подкреплять слова изображениями. Варианты подобных игр можно найти в магазинах.
Принцип следующий:
- Водящий описывает предмет или животное.
- Партнёр должен угадать, что или кто имеется ввиду.
Упражнение тренирует память, ассоциативное и образное мышление, умение концентрировать внимание, слушать.
4. Делайте что-то руками
Аппликации, рукоделье, игра на музыкальных инструментах, рисование или раскрашивание – любые виды занятий, задействующие мелкую моторику, активизируют работу префронтальной коры мозга. Развивается память, речевые навыки, усидчивость.
5. Меняйте руку
Побуждайте детей делать привычные вещи левой рукой, если ребёнок левша, то правой. Непривычные движения способствуют тренировке мозга, возникновению новых нейронных связей.
Учить стихи быстро получается у тех детей, с которыми целенаправленно работают их родители. Уделяйте время для развития памяти, воображения и словарного запаса ребенка. Читайте ему вслух даже тогда, когда он научился делать это самостоятельно. Заинтересованность мамы, ее похвала – лучшие стимулы для детей.
Вам понравилась статья?